Алексей Рыбников: хочется поселиться в Подмосковье:"Родное Подмосковье",№39 2005
Имя Алексея Рыбникова неразрывно связано с музыкой к фильмам «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку», на которых выросло не одно поколение зрителей, и которые до сих пор остаются хитами детского кинематографа. Недавно композитор отметил 60-летний юбилей, а в настоящее время занимается постановкой мюзикла «Приключения Буратино», в котором задействовано целое созвездие отечественных актеров.
- Хотя фильм «Приключения Буратино» был снят еще в 70-е, музыка к нему остается одной из ваших визитных карточек. Чем вызвано возвращение к этим песням, но уже в виде мюзикла?
- Меня просто уговорили. Очень не люблю возвращаться к произведениям прошлых лет - предпочитаю идти вперед, писать новое. Идея возникла стихийно, когда группа «Тайм Аут» начала делать ремиксы моих песен. Увидев, как на них реагирует молодежь в концертном зале «Горбушки», в том числе люди, которых и в помине не было во времена работы над кинокартиной, я понял, что эта музыка актуальна и любима. Но в том виде, в котором она существует в фильме - пусть здорово, мило, замечательно - она воспринимается, как голос из прошлого. То, что мы делаем сейчас, - абсолютно сегодняшний день. И аранжировка, и подача материала. Захотелось, чтобы «Буратино» был не только музеем, но и современным спектаклем. Тем более что в данной версии прозвучит много музыки, не вошедшей в ленту. У нас замечательный актерский состав - Александр Лазарев-старший, Светлана Немоляева, Анна Большова, Сергей Степанченко.
- А что вы сейчас делаете для кино?
- Пишу музыку для трех картин - это исторический фильм Эльдара Рязанова «Андерсен», сериал Павла Лунгина «Дело о мертвых душах», сюрреалистический фильм Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной». А дальше - дальше я хочу начать записывать Пятую симфонию, премьера которой состоялась в мае на фестивале «Черешневый лес», нужно записать и «Литургию оглашенных». Но это большая студийная работа.
- Ваше первое произведение - балет «Кот в сапогах» - был написан вами в 10 лет. Удастся ли когда-нибудь его поставить?
- Ноты есть, и музыка мне до сих пор нравится. Поэтому не могу сказать, что никогда не думал об этом. В идеале хотелось бы увидеть это произведение в качестве сказки или музыкальной иллюстрации. Примерно как «Петя и Волк» у Прокофьева.
- Помните ли вы тот момент, когда решили стать композитором?
- Я почувствовал себя композитором в 7 лет. Как только меня усадили за фортепиано и пальцы стали двигаться, я сразу заиграл что-то свое, практически мгновенно. Тогда и сочинил свои первые песни, музыкальные картинки. Причем та музыка уже с первых нот была тесно связана с драматургией.
- Вы никогда не сомневались в своем выборе?
- Ни секунды. Я с этим родился. Возможно, это было бы трагедией, если бы мой выбор оказался ошибочным. Никем, кроме как композитором, я с раннего детства себя не ощущал.
- Расскажите о вашем музыкальном образовании. Вы ходили в детстве в музыкальную школу?
- Меня готовили к поступлению в музыкальную школу, но, несмотря на подготовку, сначала меня не приняли. В том же году я поступил в студию при Институте им. Гнесиных, где студенты занимались с маленькими детьми. Там я проучился два года. После этого меня сразу приняли в третий класс Центральной музыкальной школы и в гнесинскую десятилетку - самые элитные и самые закрытые школы. Учился я в ЦМШ и последние два класса прошел за год.
- Какими музыкальными инструментами вы владеете?
- В основном это клавишные. Гитара, продольная флейта - не на профессиональном уровне. Когда приходит в голову мелодия, чтобы ее выразить всегда использую клавиши. К счастью, сегодня на компьютере можно смоделировать целый оркестр. Но компьютер, с которым я серьезно работаю, используется мной только для моделирования. Он как нотная бумага - не более того. Исполнение, конечно, только «вживую». Без него невозможно достичь по-настоящему яркого впечатления. Хотя многое зависит от таланта исполнителя, качества инструмента. Для того чтобы здорово звучало - музыкант должен быть хороший!
- Какую музыку вы предпочитаете слушать?
- В последнее время с удовольствием слушаю то, чему в молодости мало уделял внимания. Например, раньше мне нравились более активные, агрессивные композиторы: Прокофьев, Стравинский. А теперь привлекает Малер, и я с удовольствием открываю для себя мир этого композитора-философа.
- Давайте поговорим о чем-то более земном. Вы любите готовить?
- Сам готовить не люблю - боюсь, что невкусно получится. И преклоняюсь перед женщинами, настолько смелыми, что они каждый день что-то готовят. Ведь в отличие от музыки, которую можно слушать или не слушать, - пищу надо съесть. А чтобы ее захотелось есть, она обязательно должна понравиться!
- Вы часто путешествуете?
- Да, стараюсь. Впрочем, это увлечение появилось в последние годы. Раньше я не любил путешествовать; поездок было много, но все они носили служебный характер, были сопряжены с массой ограничений и необходимостью работать. Это не могло не создавать напряжение. Сейчас появились другие возможности. Но мне интересны не стандартные туристические маршруты, а уединенные места, в них создается более творческая атмосфера. Прекрасно работалось на Мальдивах: вообще забываешь, где ты, кто ты… Удивительные места есть в Подмосковье, буквально в 20 минутах езды от столицы. Нетронутые леса, в которых можно заблудиться. Если заново решать, где поселиться, - так только там.
Беседовала Анастасия БЕЛОКУРОВА
|