С 1 января 2006 года вступает в действие новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», призванная, как утверждают его создатели, приблизить местное самоуправление к населению. Это планируется достичь за счет увеличения количества муниципальных образований. Например, в Московской области число таковых возросло с 79 до 378. Понятно, что каждому муниципальному образованию нужны органы управления. С этой целью по всей области в сентябре прошли выборы.
Их итоги стали темой «круглого стола» с руководителями Московских областных отделений политических партий и общественных организаций области, состоявшегося на днях в Ленинских Горках.
Как заметил министр по делам территориальных образований правительства Московской области Валерий Чернов, «мое наблюдение с учетом опыта работы показывает, что выборы выиграли те люди, которые хотели работать. На выборах победили хозяйственники, которых знает население. Те же, кто просто хотел взять власть, не прошли. Средний показатель явки на выборы по области составил более 30%. Интересно, что во многих районах Подмосковья за одну и ту же кандидатуру голосовали и люди, поддерживающие Единую Россию, и сторонники коммунистов. Это значит, что политика отошла на второй план, а на первый план вышли люди».
Вообще, создается такое впечатление, что в России постоянно решают вопрос: когда народу лучше живется – когда чиновников много или когда мало? Например, при Петре I страна была поделена на 9 губерний, а при Екатерине II их число возросло уже в пять раз, причем сохранились и более крупные административные единицы, именуемые наместничествами. Понятно, что управленческий аппарат разрастался пропорционально количеству территориальных образований. Как заметил английский публицист прошлого века Сирил Норткот Паркинсон, видимо, тоже столкнувшийся с подобным явлением, «чиновники имеют свойство размножаться». Может быть, от такого «размножения» люди все-таки выиграют?
Как было отмечено на «круглом столе», новый закон о местном самоуправлении четко разграничивает компетенцию муниципальных образований, устанавливая для каждого вида свой исчерпывающий перечень вопросов местного самоуправления. Отныне вопросы местного значения разграничены между поселениями, муниципальными районами и городскими округами. В этом отличие и преимущество нового закона от закона о местном самоуправлении 1995 года, который устанавливал единый перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований. Разумеется, возникала путаница, поскольку было неясно, кто за что отвечает. Новый закон эту неясность убрал.
Он установил, что органы местного самоуправления минимальной административной единицы – городского или сельского поселения – занимаются вопросами, затрагивающими интересы жителей именно этого муниципального образования. Это жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и озеленение, сбор и вывоз мусора, содержание автомобильных дорог в границах населенных пунктов, организация транспортного обслуживания населения, библиотечного обслуживания и проч.
Поселения входят в муниципальный район. Местные органы власти района занимаются вопросами межпоселенческого характера, т.е. такими, которые касаются нескольких поселений, входящих в состав муниципального района. Среди них: содержание автомобильных дорог между поселениями в границах мунициапльного района, организация охраны общественного порядка, организация работы школ, поликлиник, больниц и т.д.
Городские округа, поскольку они не входят в состав муниципальных районов, решают вопросы местного значения как поселений, так и муниципальных районов.
В принципе, такая система представляется более продуманной. Будет ли она в жизни выглядеть столь же красиво, как на бумаге, – это уже будет ясно с начала следующего года.
Мария ПЕТРОВА. " Родное Подмосковье" , N41, 2005
|